Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Родителям будущих первокласников

Дата: 8 января 2019 в 17:45, Обновлено 9 марта 2021 в 12:45

статья 159 Кодекса об образовании

1. Прием лица для получения общего среднего образования осуществляется на основании его заявления при предъявлении им свидетельства о рождении или документа, удостоверяющего личность, и медицинской справки о состоянии здоровья, если иное не установлено настоящей статьей. От имени несовершеннолетнего заявление может быть подано его законным представителем.

2. В I класс принимаются лица, которым на 1 сентября соответствующего учебного года исполняется шесть и более лет. По желанию одного из законных представителей ребенка допускается прием в I класс лица, которому шесть лет исполнится в период с 1 по 30 сентября соответствующего учебного года

Как наиболее продуктивно использовать последнее "вольное" лето ребенка перед школой?

Последнее "вольное" лето дошкольников приносит родителям много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда эти тревоги чрезмерно усиливаются, делая воспитательные усилия взрослых судорожно-хаотическими. Лето - достаточно долгий срок, однако не стремитесь выполнить за него всю программу первого класса.

Если вы сомневаетесь, что ребенок легко пойдет в школу, помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.

Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе. Но помните, пожалуйста, несколько простых правил:

  • Занятия с малышом должны быть обоюдно добровольными.
  • Их длительность не должна превышать 35 минут.
  • Не пытайтесь предлагать ребенку задания, если он утомлен.
  • Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер - "мозговой штурм" при подготовке к школе не слишком эффективен.

Если вы опасаетесь за успехи своего ребенка, советуем вам не сосредоточиваться на выработке конкретных навыков - не стоит "дрессировать" его на сложение и вычитание, чтение по слогам. Методические приемы обучения в начальной школе постоянно меняются, существует множество авторских программ, и ваши усилия могут пойти вразрез с ними, что только затруднит в дальнейшем обучение ребенка. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.

Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.). Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Я садовником родился..." - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.

Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов). Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.

Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка. Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.

И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!

Психофизиологическая зрелость детей 6-7 лет

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.

Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6–7 лет.

По данным физиологов, к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной степени зрелой (что и обеспечивает возможность перехода к систематическому обучению). Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12–14 годам, а по некоторым данным — лишь к 21 году), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры оказывается недостаточным.

Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям особенностях эмоциональной сферы и организации деятельности. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны. Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников (в силу указанных выше возрастных ограничений в развитии произвольности, регуляции действий) также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Став школьником, и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребенок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями и намерениями.

Родители должны понимать, что поступление ребенка в школу само по себе еще не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии. И здесь необходимо избегать довольно распространенного противоречия: с порога школы от ребенка требуют того, что только еще должно быть сформировано.

Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность и быстрее осваивают требования массовой школы.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии. Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.

О чем еще надо помнить, когда ребенок делает уроки?

Очень важно решить, в каком порядке готовить задания: от более простых к сложным или наоборот. Для младших школьников желательно начинать с более сложных, потому что они быстро устают. А более сложными для них являются письменные задания. Бывает, что велик объем устных заданий: выучить наизусть стихотворение, запомнить большой новый материал, подготовить пересказ. Тогда сначала можно выполнить часть устных заданий, затем перейти к письменным занятиям, а потом повторить устные задания.

Итак, дорогие родители, посмотрите еще раз, от чего защищает вашего ребенка его организм:

  • от требований, не соответствующих возможностям ребенка;
  • от физического и психического переутомления;
  • от предвестников стресса и стрессовых ситуаций.

Подумайте, стоит ли так сильно желать «добра» своему ребенку, перегружая его.

В начальных классах взрослые обычно помогают детям выполнять домашнее задание. У одних это получается хорошо. У других не получается вовсе. Почему?

Оказывается, есть 8 запретов для родителей.

Нельзя:
1.Раздражаться, кричать и обзывать ребёнка.
Часто родители не обладают достаточным терпением и не умеют доходчиво объяснять непонятый материал. В результате процесс выполнения уроков превращается в пытку. Если оценить последствия стресса для ребёнка, наверное, лучше двойка в дневнике, чем подобная «помощь».

2.Выполнять задания вместо ребёнка.
В этом случае у ребёнка развивается чувство неуверенности в себе.
Со временем он станет думать, что вообще не способен чего-либо добиться без помощи. Или привыкнет решать свои проблемы за чужой счёт.

3.Усаживать ребёнка сразу же после школьных занятий или поздно вечером.
Любой ребёнок, независимо от возраста и темперамента, быстрее усваивает материал «на свежую голову». Приниматься за примеры нужно, предварительно отдохнув.

4.Заставлять заниматься в праздники.
Ничего, кроме отвращения к предмету и неприязни к себе, вы не добьётесь. Современные школьники и так подвергаются большим нагрузкам и устают к концу недели.

5.Использовать выполнение заданий в качестве наказания.
Иначе учёба будет ассоциироваться только с неприятными эмоциями и родительским гневом.

6.Демонстрировать пренебрежение к проблемам ребёнка.
Нельзя отказывать сыну или дочери в просьбе о помощи. Как бы ни были вы заняты, необходимо найти для этого время. Иначе дети станут скрытными и в последствии начнут относиться к вашим рекомендациям с недоверием.

7.Сравнивать ребёнка с другими детьми.
Ваш сын-гуманитарий при всём желании не сможет стать Васей Петровым, у которого по математике одни десятки. Максимум, чего вы добьётесь, - он начнёт тихо ненавидеть не только математику, но и Васю. А если ему постоянно твердить, что он такой же лентяй, как и Петя Васечкин, не удивляйтесь возросшему количеству двоек в дневнике.

8.Критиковать в присутствии ребёнка учителей или школу.
Непродуманные высказывания в адрес учителя (даже если он это заслуживает) могут не только вызвать у ребёнка пренебрежение к предмету, но и спровоцировать неуважительное поведение по отношению к педагогу.

Советы учителя по подготовке ребенка к школе

Нередко родители спрашивают: «Как готовить детей к школе? На что обратить внимание?» Это серьёзные вопросы, однако в семье не всегда правильно относятся к их решению, считая достаточным ознакомить ребёнка с простейшими навыками чтения, счёта, письма. На самом же деле данный вопрос следует рассматривать значительно глубже.

  1. Прежде всего, уделить внимание соблюдению режима дня. Особенно это касается детей, не посещавших ДОУ. Если ребёнок не приучен ложиться и вставать в одно и то же время, ему крайне тяжело «включиться» в работу в классе, слушать и запоминать учебный материал. Нередко такие дети быстро теряют интерес к учёбе, переходят в разряд неуспевающих, и, если проблема не решается в ближайшее время, способны даже к отставанию в умственном развитии, не имея до этого никаких отклонений от возрастной нормы.

Важно также, чтобы ребёнок вовремя принимал пищу, соблюдал гигиенические требования, обязательно проводил не меньше 1 часа на свежем воздухе, меньше времени проводил за игрой в компьютерные игры, просмотром телепередачНеобходимо помнить, что физически здоровый ребёнок способен легче справляться с учебными нагрузками;

  1. Необходимо сформировать у детей умение внимательно слушать взрослого и чётко выполнять предъявляемые инструкции. Это является одним из важнейших факторов школьной зрелости;

Определить, насколько внимателен, усидчив ребёнок, поможет простое наблюдение за тем, как он слушает вас, когда вы читаете ему сказку: если он часто меняет позу, то и дело вскакивает, ходит по комнате, совершает навязчивые движения - это первые признаки синдрома дефицита внимания. Решать данную проблему нужно ни в коем случае не криком и упрёками, а своевременным обращением к специалистам (психологу).

Часто эту проблему родители игнорируют, ссылаясь на то, что ребёнок ещё мал, и всё придёт с возрастом. Это мнение ошибочно. Чем раньше обратиться к специалистам, тем легче справиться с данной проблемой, и вывести ребёнка на нормальный уровень.

  1. Дисциплинированность, аккуратность, умение спланировать свои действия – также имеет большое значение для успешного обучения. Ребёнок, у которого нет порядка в вещах, то и дело что-то ищет, перекладывает принадлежности, стараясь освободить рабочее место, упуская информацию, сообщаемую учителем, не успевают за темпом класса. Со временем пробелы в знаниях накапливаются. И даже ребёнок с нормальным умственным развитием, хорошо подготовленный, со временем может перейти в разряд неуспевающих. Поэтому добиваться аккуратности нужно как можно раньше, до начала школьного обучения.
  2. Больше играйте, общайтесь с ребёнком.

В значительной степени определяют успешность обучения следующие показатели:

  • наблюдательность,
  • хорошая память,
  • умение сравнивать, обобщать, анализировать,
  • способность формулировать свои мысли, делать выводы,
  • наличие элементарных знаний об окружающем мире.
  1. Учите ребёнка объективно оценивать плоды своего труда.

Не захваливайте его и не допускайте излишней критики. Придерживайтесь золотой середины.

Дети, которых слишком часто хвалят, да ещё не всегда заслуженно, приходят в школу с ожиданием признания своей исключительности от учителя и одноклассников. Не получая этого, впоследствии они теряют интерес к обучению, ухудшается успеваемость, растёт неудовлетворённость, возможны конфликты с учителем и сверстниками, которые заканчиваются, как правило, нервными срывами.

У ребёнка, которого хвалят редко, не хвалят вообще, а то и дело критикуют, формируется комплекс неудачника. Со временем такой ребёнок уже и не старается сделать что-либо хорошо, не имея надежды добиться успеха. Со временем ситуация лишь усугубляется, если её вовремя не изменить.

Уважаемые родители!

Помните, что специалисты в учреждении образования - лишь ваши помощники в вопросах воспитания и развития вашего ребёнка.

Основную ответственность за воспитание и развитие своего ребёнка несут родители и имеют преимущественное право на воспитание перед всеми другими лицами.

Документы, необходимые для определения

ребёнка в школу:

1. Заявление установленного образца

2. Ксерокопия свидетельства о рождении ребёнка.

3. Медицинская справка.

Что нужно будущему первокласснику


Счётные палочки.
Линейка (25 – 30 см).
Тетради в клетку и узкую линейку (по 3 штуки).
2 обложки для тетрадей и 3 для учебников.
2 шариковые ручки.
Карандаши цветные или фломастеры.
2 простых карандаша.
Точилка для карандашей.
Набор цветной бумаги и картона.
Альбом  для рисования.
Краски.
Кисточка.
Клеящий карандаш.
Пластилин.
Конструктор.
Ножницы.
Книжки-раскраски.
Спортивная форма.


Десять советов родителям:

Будьте последовательны в воспитании ребёнка;

Старайтесь быть внимательными к нуждам ребёнка;

Старайтесь вводить меньше запретов и не повышать голоса на ребёнка, помните, что это самые неэффективные способы преодоления агрессивности;

Все вводимые вами запреты должны высказываться в тактичной форме;

Давайте возможность ребёнку выплескивать свой гнев, смещайте его на другие объекты;

Показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения;

Старайтесь не допускать при ребёнке вспышек вашего собственного гнева;

Если вы всё же в гневе – старайтесь не прикасаться к ребёнку, лучше уйдите в другую комнату;

Наказывайте ребёнка только за конкретные проступки, наказания не должны унижать ребёнка;

Не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.


Первый раз в первый класс - праздник или стресс?

Еще с середины августа ваше чадо играет исключительно в школу, десятки раз перебирает карандаши и тетради в новеньком ранце. Первого сентября вскакивает ни с свет, ни заря, и вот, в парадной одежке и с огромным букетом гордо вышагивает в сопровождении почетного эскорта родственников навстречу своему первому школьному дню. Куда же уходит это ощущение праздника? Почему так скоро гаснет радостный блеск в глазенках малыша, а школа из храма науки уже через несколько недель, а то и дней, превращается в унылое царство скуки или даже в тюрьму?

Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут

Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную и социальную категорию. Как поется в известной песенке, "называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут". Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое, быть школьником. И от вашего поведения во многом зависит, к каким выводам он придет.

В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и "домашних", хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.

Отметки не главное!

Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа…

Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любили безусловно, то есть, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Представьте себе, что испытали бы вы, если бы у вас были проблемы на работе, а ваш супруг, вместо того, чтобы просто посочувствовать или дать дельный совет, начал упрекать вас за неусидчивость или неумение ладить с начальством.

В начальной школе вообще не стоить зацикливаться на оценках. Конечно, есть счастливчики, которые, не особенно напрягаясь, учатся на "отлично" от первого до последнего класса.

В большинстве же случаев дети, которые были отличниками в начальной школе, становятся рядовыми учениками в средней. И наоборот, очень часто головная боль учительницы, горе-ученик классу к шестому-седьмому выравнивается и блестяще заканчивает школу. По правде говоря, учителя в младших классах вообще могут не выставлять оценок, формальноучитываются только итоговые оценки за третий (четвертый) класс. Но большинству учителей проще с помощью двоек и пятерок манипулировать детьми.

Главное внимание и практика

Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков и нравоучений. Для начала успокойте его и заверьте, что будете любить его, какие бы отметки он не получал. Объясните, что в школу приходят учиться, а те, кто уже все умеет, может сразу поступать в институт, а когда учатся, может сразу и не выйти.

Напомните малышу, как он учился плавать, кататься на велосипеде или роликах и тоже сначала не выходило и было очень трудно, а зато когда получилось, то сразу стало очень весело. Вот также будет и с письмом, надо только побольше тренироваться. Потом стоит понаблюдать за ребенком и все же понять, в чем причина неудач.

Возможно, малыш просто устает. Практически всем детям, а особенно тем,кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя вставать в семь утра. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате не выспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий (а ведь многие добираются до школы в транспорте), с трудом высиживает уроки, переутомляется.

Приготовление и проверка уроков с последующим "разбором полетов" во многих семьях приходится на вечер, когда родители возвращается с работы. Малыш перевозбуждается, не может вовремя заснуть.

Новый режим дня

Чтобы не создавать порочного круга, лучше еще до школы начать приучатьбудущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Если вы этого не сделали, вам придетсяпроявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные.

Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует. Легко возбудимым детям за час до сна стоит дать легкий успокоительный чай и принять теплую ванну с травами.

Утром начинайте будить ребенка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время "раскачаться". Можно попробовать включать веселую музыку или мультик. Многие дети спросонья не могут проглотить ни куска. Не настаивайте, лучше положите в портфель стаканчик йогурта или бутерброд, чтобы малыш мог перекусить на первой перемене.

Если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса. Скандалисту, вопящему, что он уже не маленький, объясните, что даже взрослые ложатся вздремнуть после работы. Ну, а если ваш малыш законченная "сова", да и для вас подъем в семь утра - пытка, переведите его учиться во вторую смену.

Чтобы избежать переутомления, постарайтесь, чтобы в первый школьный год в жизни ребенка не происходило кардинальных перемен:

  • если есть возможность, не планируйте на это время рождение младенца;
  • не меняйте места жительства;
  • не проводите эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления;
  • не начинайте водить малыша в кружки и секции, если вы не делали этого раньше;
  • лучше даже не торопиться с покупкой домашнего животного.


Золотая середина, или что делать если ребенок опережает или не догоняет сверстников

Если ребенок хронически не успевает за одноклассниками, устает к середине урока, не может уследить за объяснениями учительницы, играет вместо того, чтобы выполнять задание, - возможно, он еще просто не дорос до школы. Малыш может быть сколь угодно сообразительным и развитым, даже уметь читать и писать, но если он оказался среди детей, которые старше его на шесть-десять месяцев, а то и на год, то учителя будут строить урок, ориентируясь на более старших, физически и психологически зрелых детей.

Но даже если ребенок пошел в школу вовремя, может оказаться, что онпсихологически (а вовсе не интеллектуально!) не готов к учебе. В этом случае, не стоит мучить себя и малыша. Лучше побыстрее заберите его из школы, не дожидаясь, пока у него разовьется комплекс неудачника. Ни в коем случае не упрекайте беднягу. Ему и так нелегко. Объясните малышу, что это был только подготовительный класс, а по-настоящему он пойдет учиться через год. Лучше всего отдать его в потом в другую школу, чтобы ничто не напоминало о прошлогоднем провале.

Через неделю-другую учебы может оказаться, что ребенок, наоборот,опережает уровень первого класса. Мудрая опытная учительница, конечно же, найдет способ занять умницу делом, но, к сожалению, чаще всего развитые дети вынуждены мучительно скучать, пока их однокашники осваивают прописи и букварь. Не ждите, пока кроха утратит интерес к учебе или уверится, что школа - это место, куда ходят валять дурака и хватать пятерки.

Если в школе есть класс с углубленной программой, переведите малыша туда, если нет, попробуйте "перескочить" во второй класс, причем, чем быстрее вы это сделаете, тем лучше он адаптируется в новой обстановке: пока класс будет заниматься повторением пройденного, можно будет ликвидировать возможные пробелы в знаниях. Только не стоит сразу принимать окончательное решение. Попросите, чтобы ребенку разрешили несколько дней походить во второй класс и проверить, сможет ли он там учиться. Как правило, администрация школы легко разрешает такие вещи.

Прислушивайтесь к своему ребенку

Если малыш с первого взгляда заявил, что к этой учительнице он не пойдет, не считайте это капризом и обязательно прислушайтесь к его мнению: дети очень чутки к малейшей психологической несовместимости.Учительница, которая постоянно недовольна внешним видом вашего отпрыска, его поведением, голосом, почерком, манерой сидеть и пользоваться вилкой, играть на перемене и собирать портфель вряд ли ему подходит. Еще хуже, если учитель не обращает на ребенка внимания: то есть, ставит оценки, проверяет тетради, делает замечания, но все это как бы не видя, абсолютно равнодушно.

Заметив, что у малыша назревает конфликт с учительницей, немедленно встретьтесь с ней и попытайтесь выяснить, в чем дело.Если вы поймете, что речь идет о явной антипатии или психологической несовместимости,переводите ребенка в другой класс: ничего, кроме отвращения к учебе и комплекса неполноценности такая учительница ребенку не привьет. Вообще, при любых школьных конфликтах, как бы сложны и неприглядны они не были, малыш всегда должен чувствовать, что вы с ним - в одном лагере, помогаете ему выкарабкаться из сложной ситуации, а не ведете, заодно с директором и завучем, войну против него.

Проблемы в школе

Проблема первая - прописи

Самое сложное для первоклассников - это вовсе не научиться читать и считать (большинство детей, как правило, умеют это в той или иной степени еще до школы). Гораздо труднее освоить прописи (на это отводится ничтожно мало времени, всего одно полугодие), научиться аккуратно вести тетради, быстро писать под диктовку учителя. У вашего чада запредельная грязь в тетрадях, буквы не желают попадать на строчки и валятся в разные стороны?


Не спешите обвинять его в неаккуратности и отсутствии прилежания. Скорее всего, у малыша плохо развита мелкая моторика. Вместо того, чтобы заставлять его часами просиживать за прописями, поиграйте в веселые пальчиковые игры, научите его складывать бумажные фигурки оригами, предложите побыть Золушкой: рассыпьте вперемешку рис, фасоль и гречку и попросите пальчиками рассортировать крупу. Можно купить красивые раскраски и поучиться аккуратно заштриховывать картинки или вырезать прописные буквы из наждачной бумаги и обводить их пальчиками.

Если у ребенка вполне сносный и разборчивый почерк, но он не соответствует вкусу учительницы, ни в коем случае не разрешайте переучивать и тем более ругать и наказывать малыша: почерк - это проявление характера, и любое насилие в этой области может привести к тяжелейшей психологической травме, не говоря уж об испорченной осанке и зрении.


Проблема вторая - математика

Проблемы с математикой чаще всего бывают у детей с более развитым правым полушарием мозга: они лучше справляются с чтением, письмом и вообще с вербальной деятельностью. К математике они не то что неспособны, но их просто нужно учить несколько иначе: например,малышу, может быть, сложно решать задачи, потому что он начинает вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и белочкам, забывая о математических проблемах. В этом случае стоит научить его уходить от текста, например, с помощью схемы.

Некоторым детям проще понять задачу на слух: достаточно бывает медленно и внятно проесть им условие, и они понимают, о чем идет речь. Если у малыша сложности с устным счетом, вам просто необходим "Стосчет" Зайцева: с помощью описанных в приложении игр и упражнений вы легко справитесь с этой проблемой.

Сложности с математикой, как правило, легко преодолимы, стоит толькоспокойно и творчески подойти к делу.

Проблема три - чтение и письмо

Гораздо хуже, если малыш, несмотря на все ваши усилия, с трудом читает или пишет с грубыми и необъяснимыми орфографическими ошибками. Возможно, у вашего ребенка логопедическое расстройство: дисграфия или дислексия. Если вы заметили , что у малыша явные симптомы дисграфии: ребенок постоянно пропускает буквы или, наоборот, дублирует их, пишет буквы зеркально, путает глухие и звонкие согласные в сильной позиции, не видит границы слов, просто делает "дурацкие" ошибки, - как можно скорее обратитесь к школьному логопеду, если его нет в вашей школе, вам должны сообщить, в какой из школ района он принимает.

Проблема четвертая - общение с детьми

Если ребенок не ходил в детский сад, у него могут, особенно на первых порах, возникнуть проблемы в общении с другими детьми. Постарайтесь подготовить малыша к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети, все они, наверное, будут очень хорошими, но разными, возможно, не похожими на него. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно постараться наладить хорошие отношения.

Можно разыграть с помощью кукол различные ситуации, с которыми можно столкнуться в школе, и подумать, как из них можно было бы выйти. В конфликтах между детьми, которые, конечно же, неизбежны, не бросайтесь очертя голову защищать свое чадо или, наоборот, резко его отчитывать. Постарайтесь понять обе стороны, подскажите малышу, как бы вы поступили на его месте в неловкой ситуации.

Если малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет в классе. Возможно, его не берут в компанию просто потому, что у него нет "культовых" игрушек. В таком случае, вам придется пожертвовать своими принципами и купить-таки вожделенную Барби или человека-паука. Если вам это не по карману, попытайтесь сэкономить на чем-нибудь другом или одолжить игрушку у знакомых.


Над малышом смеются, потому что он не умеет быть опрятным?Обязательно потренируйтесь дома вытирать нос и завязывать шнурки, одевайте ребенку в школу только ту одежду с которой он может сам справиться, не допускайте, чтобы он выглядел смешным.

Если малыш неловок, не умеет играть в подвижные игры, поиграйте с ним в классики и вышибалы, запишите в спортивную секцию.

Может быть, ребенок просто не умеет знакомиться и завязывать отношения. Расскажите ему, как начать разговор с малознакомым человеком, устройте небольшую вечеринку или пикник и предложите пригласить ребят, с которыми ему хотелось бы дружить. Придумайте такие игры, которые помогли бы детям завязать дружбу. Сделайте так, чтобы ваш дом был всегда открыт для друзей ваших детей. Но обязательно объясните малышу, что нельзя покупать дружбу одноклассников с помощью чипсов, конфет и лимонада.

Проблема пятая - малыш очень робкий

Если малыш от природы замкнут и не испытывает особой тяги к общению, не настаивайте и не тормошите его. Возможно, позже он найдет себе такого же приятеля-тихоню и будет предаваться вместе с ним уединенным беседам.

Иногда робкие дети стремятся прежде всего завести личные отношения с учительницей. В принципе, в этом ничего плохого нет, особенно, еслиучительница отвечает малышу взаимностью. Следите только, чтобы ребенок не оказался в хрестоматийной роли любимчика, к которому учителя не всегда объективны и которые, отрабатывая свое особое положение, начинают "помогать" учительнице, ябедничая на товарищей.

Проблема шестая - ребенок-агрессор

Агрессивному ребенку постарайтесь объяснить, почему его поведение неприемлемо. Некоторые дети, попав в непривычную обстановкуперевозбуждаются, переутомляются от избытка впечатлений. Таким детям, во всяком случае в первое время, стоит проводить вторую половину дня как можно спокойнее, избегать шумных зрелищ и буйных игр, пораньше ложиться спать.

Возможно, малыш просто гиперактивен и не умеет играть спокойно. Тогда постарайтесь отдать его в спортивную секцию, где он будет "выпускать пар": например, в хоккейную или в школу восточных единоборств. Но излишняя агрессивность может свидетельствовать о внутреннем неблагополучии. Подумайте, все ли в порядке в ваших семейных отношениях, не подавляете ли вы ребенка дома, не слишком ли вы к нему строги, не требуете ли от него чрезмерной аккуратности или непомерных успехов в школе.

Проблема седьмая - не такой как все

Если у ребенка есть какие-то физические дефекты, и над ним смеются из-за этого, постарайтесь, если возможно, их скорректировать. Небольшие изъяны внешности можно исправить с помощью подходящей одежды или прически.

Если проблемы серьезные, научите малыша вести себя так, чтобы они не бросались в глаза. Здесь вам, возможно, понадобится помощь психолога. Главное, не допускайте, чтобы у ребенка сформировался комплекс калеки. Если малыш будет вести себя раскованно и непринужденно, активно принимать посильное участие в детских играх,другие дети скоро забудут о его недуге.

Первоклашка - уже самостоятельный ребенок

Многие родители чрезмерно опекают первоклассников: провожают и встречают их из школы, делают вместе с ними уроки, контролируя буквально каждый их шаг. Если школа находится не на другом конце города, потихоньку приучайте малыша добираться до нее самостоятельно.

  • Научите его правилам безопасности и дорожного движения, попросите, чтобы он "проводил" вас до школы и обратно. Когда вы почувствуете, что малыш готов к самостоятельным путешествиям, начните отпускать его на небольшие расстояния, например, в ближайший киоск за молоком. Можно приурочить первый самостоятельны поход в школу к какому-нибудь знаменательному событию: например, дню рождения, началу последней школьной четверти.
  • Обязательно приобретите ребенку часы и требуйте, чтобы он неукоснительно приходил домой в оговоренное время. К концу первого - началу второго класса спокойный уравновешенный ребенок вполне может самостоятельно перейти через не слишком оживленный перекресток, проехать несколько остановок в наземном транспорте.
  • Не стоит слишком активно вмешиваться в учебу. Конечно, помогать придется, особенно на первых порах, но делайте это лишь тогда, когда малыш сам вас об этом попросит. Если он активно отказывается дать вам тетради на проверку, не настаивайте, пусть учится сам отвечать за свои школьные дела, это будет гораздо полезнее пятерок, полученных под вашим недреманным оком.

Очень скоро жизнь войдет в нормальную колею, страсти улягутся, и вам будет казаться, что малыш уже давным-давно учится в школе. И все же, первый класс с его радостями и неурядицами останется в памяти малыша, а опыт, приобретенный в первый "взрослый" год во многом предопределит всю его дальнейшую жизнь.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.