АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
- Определить место занятия в теме, задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для детей после занятия.
- Соотнести поставленные цели для детей и педагога с достигнутыми на занятии и определить причины успеха или неудачи.
- Определить уровень формирования знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
- Ответить на вопрос, что нового дало занятие для развития ума, памяти, внимания, умение, слушать товарища, высказывать свои мысли для формирования интересов к данному занятию.
- Подумать, насколько оптимально было выстроено занятие: соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню подготовки и развития детей?
- Адекватна ли была организация деятельности детей обучающим, развивающим и воспитывающим целям?
- Оценить степень активности детей на занятии: сколько раз и кто из них выступал? Почему молчали остальные? Как стимулировалась их работа? Насколько были продуманы их действия при подготовке к занятию? Оценивать необходимо деятельность ребенка, а не его личность.
- Каким был темп занятия? Поддерживался интерес детей к предлагаемой деятельности? Как была организована смена видов деятельности? Как был организован учебный материал? Что было дано в виде готовых знаний, а до чего додумались сами дети?
- Ответить на вопрос: «Как была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей и насколько актуальным для них был учебный материал?».
- Оценить, как организован контроль над деятельностью детей: весь ли труд детей был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?.
- Охарактеризовать психологическую атмосферу занятия, степень доброжелательности, взаимозаинтересованность всех участников процесса.
- Эмоциональное состояние педагога до занятия и после него: изменилось ли оно? В чем причина? Что целесообразно было бы изменить в занятии? Что можно было бы поставить себе в плюс, а что в минус?
АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ
- Как воспитатель выполнил поставленные задачи?
- Подготовка (в том числе гигиенические условия). Материалы и оборудование.
- Какой характер имеет занятие: развивающий или обучающий, соответствует ли поставленным целям?
- Способствует ли занятие развитию психических, физических и нравственных качеств? Познавательных интересов?
- Какой психологический микроклимат в группе?
- Как воспитатель осуществляла оптимальный отбор методов, средств и форм обучения?
- Формы работы (традиционные, нетрадиционные, индивидуально, драматизация, КВН).
- Средства обучения и воспитания (наглядность, диафильмы, видео, опорные таблицы).
- Прием обучения и воспитания (игровой, художественное слово и др.), оценка деятельности детей, приемы поощрения, вспомогательные вопросы, результат работы с детьми.
- Создание условий для творческих возможностей детей (развивающая среда).
- Владеет способом организации и проведения опытно-экспериментальных, исследовательских действий.
- Какие анализаторы детей были задействованы, каким образом?
- Владеет ли воспитатель методикой проведения занятий?
- Интегрированность занятия, связь с другими занятиями.
- На формирование каких психических процессов направлено занятие (внимание, мышление, речь, воображение, воля, эмоциональное, нравственное воспитание)?.
- Комфортно ли детям на данном занятии, каково психологическое состояние воспитателя?
Критерии оценки занятия |
Создание условий
|
Соответствие программного содержания занятия возрасту детей |
Выполнение триединой дидактической задачи (обучающей, развивающей, воспитательной) |
Соответствие содержания занятия структуре занятия |
Здоровьесберегающий подход
|
Реализация индивидуально - дифференцированного подхода к детям* |
Реализация личностно-ориентированного подхода |
Эффективность, используемых методов и приёмов
|
Коррекция хода занятия с учётом обратной связи |
Взаимодействие педагога с детьми (партнёрские отношения) |
Поведение детей на занятии
|
Реализация программного содержания |
Использование разнообразных форм организации детей на занятии (в парах, коллективно, индивидуально, по подгруппам) |
* индивидуальный подход – учёт темперамента, характера и способностей
* дифференцированный подход – учёт возраста детей, уровня развития (обученности), пола ребёнка
*приёмы привлечения внимания: смена интонации голоса, сюрпризный момент, чёткие словесные инструкции, обращение лично к каждому
*активность – обеспечение высокой речевой и познавательной активности ребёнка; обеспечение оптимальной умственной нагрузки